Гусева Е.Н.

МЕСТО БИБЛИОТЕКИ В СТРУКТУРЕ БИЗНЕСА

Среди всего многообразия действующих типов библиотек, форм и методов их деятельности представляется интересным и важным выяснение вопроса о месте и роли библиотеки в конкретных, определенных сферах жизни общества. В частности, было бы полезно обозначить место библиотеки в сфере бизнеса, понимаемого как производственная деятельность или деятельность по предоставлению услуг с обязательным извлечением коммерческой выгоды.

Сегодня многие коммерческие предприятия России имеют в своей структуре библиотечные отделы или подразделения, аналогичные им по своим функциям (но не имеющие в своем названии слова “библиотека”). Такие отделы можно считать преемниками специальных технических библиотек советских предприятий и учреждений, но сфера предпринимательства накладывает на эти подразделения определенные, специфические обязанности, которых ранее у таких библиотек не было.

Основная задача, для решения которой создаются библиотечные подразделения в учреждениях различных форм собственности (государственных и негосударственных), – это информационное обеспечение основной деятельности предприятия. Эта же задача стояла перед библиотеками такого типа и раньше, только в современных условиях она обрела другое наполнение.

Теперь задача информационного обеспечения функционирования предприятия на два основных направления деятельности: во-первых, информационное, в том числе, документационное, обеспечение внутренней деятельности предприятия (т.е. непосредственное производство товаров или услуг); во-вторых, информационное обеспечение внешней деятельности предприятия, которая связано с обеспечением функционирования учреждения на рынке.

Обеспечение внутренней деятельности предприятия – внутреннее направление имеет по большей части характер обеспечения конкретными документами трех крупных подразделений, которые имеются в структуре любого предприятия или учреждения. Такими подразделениями являются:

1. Руководство учреждения, подразделения управления – высший управленческий персонал;
2. Подразделения, занятые непосредственно производством или предоставлением услуг – средний управленческий персонал, рядовые сотрудники; 3. Подразделения инфрастуктуры, занимающиеся обеспечением внутренней деятельности предприятия – бухгалтерия, юридические отделы, отделы планирования, отделы кадров.

Отметим, информационное обеспечение внутренней деятельности предприятия носит характер обеспечения именно конкретными документами, хотя для каждого из указанных выше внутренних подразделений характер предоставляемых документов будет различным. Для подразделений управления и подразделений инфраструктуры жизненно важно обеспечение юридическими документами, материалами инструктивно-нормативного характера, при этом важно обеспечение мониторинга изменений в таких материалах. Для сектора управления необходимо также обеспечение документами, отражающими экономические тенденции развития соответствующей отрасли, другими материалами, которые могут напрямую или опосредованно касаться деятельности предприятия. Для сотрудников производственных подразделений необходимы документы (обычно, это книги и журналы) обучающие, регламентирующие, разъясняющие их непосредственную производственную деятельность.

Таким образом, для обеспечения библиотекой внутреннего направления (а точнее, для сотрудника, работающего в данной области) необходимо, во-первых, достаточно глубокое знание отрасли деятельности учреждения, во-вторых, знание тех сфер государственного и экономического управления, которые являются руководящими для той области, в которой данное предприятие действует.

Второе, важное и “объемное” направление деятельности для библиотеки коммерческого учреждения – информационное обеспечение внешней деятельности предприятия. Имеется в виду информирование тех подразделений, работа которых связана с обеспечением функционирования учреждения на рынке. Среди таких подразделений можно упомянуть отделы рекламы, связей с общественностью, маркетинга и пр. (в каждом конкретном учреждении набор таких подразделений может варьироваться). Информационное обеспечение таких подразделений можно обозначить как мониторинг профильного потока информации (в том числе и публикаций) по различным параметрам, его аналитико-синтетическую обработку. По отношению к таким подразделениям, которые и сами занимаются подобной деятельностью (например, отделы маркетинга), библиотека выступает как поставщик базового материала и как архив, хранящий уже обработанные и использованные материалы.

Для отделов рекламы, связей с общественностью библиотека может быть полезна при поиске и систематизации рекламной информации о самом учреждении либо как поставщик материалов, касающихся организации и форм рекламной деятельности. Для отделов маркетинга, стратегического планирования библиотека может и должна проводить анализ профильного потока публикаций с точки зрения отслеживания изменений как в сфере непосредственной деятельности предприятия, так и в смежных областях, включая информацию конкурентов и партнеров.

Формы информационного обеспечения внешнего направления деятельности могут весьма разнообразными: это не только предоставление конкретных документов (что превалирует во внутреннем направлении информационного обеспечения), это также может быть информация различной степени свернутости – аналитические обзоры, рефераты, картотеки, базы данных, ссылки.

Кратко охарактеризовав основные направления деятельности библиотеки коммерческого предприятия, можно с уверенностью указать ее место в структуре бизнеса: библиотека (или отдел с подобными ей функциями) – это информационная инфраструктура, выступающая таковой как по отношению к производственным и управляющим подразделениям данного предприятия, так и по отношению к подразделениям, которые сами являются инфраструктурой данного предприятия.

Hosted by uCoz